Изготовление бусин Дзи

Появление первых ритуальных бусин датируется поздним неолитом (около 2000 лет до н.э.). На ранних стадиях развития человечества изготовление бусин было весьма сложным делом. Поэтому красивые бусины были редкостью и скорее всего предназначались для высших слоев общества. Позже технологии совершенствовались, и бусины становились все более доступными даже для бедняков.

Сегодня древние традиции изготовления каменных бусин с помощью самых простых инструментов соблюдает, например, народ бейлов (Bhil), живущий в центральной Индии и восточном Пакистане. Бейлы остаются крупнейшей племенной общиной Индии, которую Махатма Ганди называл «чистыми людьми» (adivasi).

Мужчины народности бейл
Мужчины народности бейл

Бейлы — потомки коренных жителей долины Инда, живших здесь еще до того, как сюда пришли племена ариев (известные созданием Вед). Можно сказать, что бейлы прошли длинный путь вместе со своими бусинами: от величия одной из самых таинственных и богатых древних культур до положения отверженных, презираемых их новыми ведическими правителями.

Добыча камня

Сорта камней, используемых для изготовления каменных бусин, классифицируются разными, порой противоречивыми способами. Геолог, минералог, геммолог и археолог могут дать вам четыре разных ответа на вопрос об одном и том же минерале. Эта путаница перекочевала и в интернет. Агат, халцедон, сердолик, кремень, яшма, хризопраз, сард и оникс — все эти камни относятся к осадочным породам, носящим общее название микрокристаллических силикатов. Все они почти полностью состоят из микроскопических кристаллов кварца. Внешне, однако, эти камни настолько разные, что получили каждый свое название.

Древние люди не умели рыть многометровые шахты, чтобы добыть нужный камень, так что места изготовления бусин естественным образом располагались недалеко от мест легкого доступа к месторождениям камня. Полагаю, что с древних времен основным местом для получения качественного сырья для красивых бусин был Гуджарат, где бейлы до сих пор добывают камень. Крупные камни сердолика или агата достают из раскопов глубиной до 10-12 метров и раскалывают прямо на месте. Идеальный камень для изготовления бусин найти нелегко, так что вокруг раскопа все бывает усыпано обломками. Этому «мусору» может быть тысяча лет или даже больше.

Один из способов добычи нужных камней заключался в размывании скал и отделения крупных кусков. Согласно другому способу, под крупной глыбой сначала разводили огонь, а потом поливали камень водой, чтобы он растрескался на множество кусков поменьше. Третий способ, возможно, самый древний, состоял в поиске нужных камней в руслах рек.

Заготовка будущей бусины Дзи
Заготовка будущей бусины Дзи

Тщательно отобранные куски агата высушивали: сначала на солнце, а затем в печах. После этого мастер долго и трудно скалывал специальным инструментом края камня кусочек за кусочком, добиваясь нужной формы. На одну бусину у ремесленника уходило не меньше 3-4 часов.

Древние мастера, особенно люди долины Инда, прилагали большие усилия для добывания экзотических камней, подходящих для изготовления бусин разных цветов, формы и размера. По мере расцвета индской цивилизации росли и художественные требования к бусинам со стороны главных «заказчиков» — политической и религиозной элиты. Так что древние мастера достигли необычайных высот в изготовлении бусин, становившихся все прекраснее.

Сверление

Неолитические инструменты для сверления отверстий в бусинах
Неолитические инструменты для сверления отверстий в бусинах

В древности сверление бусины было одним из самых рискованных процессов. Множество бусин раскалывались при попытке проделать в них дырочку. Так что заготовки для бусин сначала сверлили и только потом переходили к шлифовке. Впрочем, это трудно было назвать сверлением — мастер буквально процарапывал коническим каменным «сверлом» дырочку в плоском камешке.

Примитивная лучковая дрель
Примитивная лучковая дрель

В бронзовом веке, с появлением металлических инструментов, процесс сверления бусин был усовершенствован. Для сверления приспособили лучковую дрель. Ее использование позволило делать аккуратные отверстия даже в длинных бусинах (что было невозможно раньше). Новая технология оказалась настолько хороша, что до сих пор используется бейлами. Однако ручное сверление по-прежнему остается одним из самых трудоемких процессов при изготовлении бусин и часто приводит к выкрашиванию камня.

Шлифование

Шлифовка бусин Дзи в мешке
Шлифовка бусин Дзи в мешке

Шлифование вплоть до 800-х годов н.э. делалось вручную и было весьма трудоемким. Для шлифовки использовалась каменная пыль. Мастер вручную тер каждую бусину до получения приемлемого результат. На обработку одной бусины уходило до пяти дней.

В 800-х годах мастера изобрели новый способ полировки бусин. Сразу множество каменных заготовок клали в специальный кожаный мешок, доливали воды, насыпали каменной пыли, а потом двое мужчин несколько дней катали этот мешок по полу между собой. Этот способ значительно ускорил и облегчил работу.

Термическая обработка

Стоит похвалить древних обитателей долины Инда — они изобрели процесс термической обработки для улучшения цвета агата, который применяется в Гуджарате до сих пор. Обычно бусины нагревают уже после предварительной обработки и сверления.

Бусины сортируют по дизайну, исходному цвету и цвету, который должен получиться в итоге. Нагревать требуется далеко не каждую бусину, часто камень и без этого имеет достаточно привлекательный цвет и блеск.

Бусина до термической обработки
Бусина до термической обработки

Затем бусины кладут в широкогорлый глиняный горшок, обкладывают пеплом и навозом, чтобы смягчить термический шок от быстрого нагрева (ужасный, должно быть, стоит при этом запах) и ставят в специальную квадратную печь с низкими бортиками. В этой печи бусины медленно нагреваются примерно до 340 градусов. Крайне важно не спешить, чтобы агат не начал трескаться и крошиться от перепадов температуры. Затем бусины столь же медленно охлаждают. Неправильный нагрев приводит к образованию трещин, поэтому весь процесс идет под надзором опытного мастера, который учился этой технологии у своего отца, а тот у своего отца и так — до начала времен.

Бусина после термической обработки
Бусина после термической обработки

Результат термической обработки немного похож на магию. Блеклый агат «становится» сердоликом, приобретая выраженный «морковный» или насыщенный «кофейный» цвет. Но это не магия, у этого явления есть научное объяснение. В индийских агатах велико содержание оксида железа. Дополнительно окисляясь от высокой температуры, он и придает бусинам более «нарядный» цвет.

В зависимости от характеристик конкретного камня иногда требуется до десяти подходов с нагреванием-охлаждением, чтобы получить идеальный цвет.

Несмотря на кажущуюся сложность, изобретение превращения агата в сердолик — очень древнее. Ученые находят термически обработанные камни даже в слоях эпохи неолита.

Химическая окраска

Чтобы придать блеклому серовато-бурому агату насыщенный коричневый оттенок, древние индусы начали замачивать камень в густом водном растворе масла и меда. Сахар впитывается пористыми слоями агата, а при последующем нагревании карамелизуется и темнеет.

Через несколько сотен лет появилось дополнение к описанной выше методике. Мастера обнаружили, что если пропитанный сахаром камень поместить в серную кислоту, сахар обуглится, придав бусине глубокий черный цвет.

В этот период Индия уже была преимущественно буддистской. Может быть, поэтому такие коричневые или черные бусины, иначе называемые сулемани, остаются самыми желанными молитвенными бусинами для буддистов во всем мире.

Травление

Бусина Дзи с вытравленным узором
Бусина Дзи с вытравленным узором

Техника химического вытравливания рисунка на бусинах была известна еще в цивилизации Хараппан (2500-1500 лет до н.э.). Совершенства эта технология достигла во времена царя Ашоки (III век до н.э.). Традиция травления бусин выросла из желания мастеров как-то имитировать красивые природные узоры камня, которые попадались в обработанных изделиях не так уж часто.

Отшлифованную и просверленную бусину раскрашивали, покрывая всю ее поверхность, кроме той части, где будут располагаться линии рисунка, защитным составом. Из чего он состоял, доподлинно неизвестно. Ученые считают, что это могла быть глина, жир, воск или похожие вещества. Затем, когда защитный состав высыхал, бусину клали в едкий раствор натрона (смесь кальцинированной и обычной пищевой соды). Натрон в природе встречается по берегам часто пересыхающих соленых озер. Сода через какое-то время разъедала незащищенную поверхность камня, заставляя сменить цвет на более светлый вплоть до белого. Готовую бусину достаточно было промыть чистой водой перед применением. В другом варианте, мастер рисовал на бусине узор с помощью концентрированного «рассола» из натрона, а спустя время, необходимое для травления, бусину промывали.

Постепенно травление стало столь популярным, что сейчас бусина с вытравленным узором стоит на рынке коллекционирования значительно дороже, чем такая же бусина того же возраста, но с природным рисунком камня.

Искусство травления быстро переросло банальную имитацию природных полосок. Была разработана целая система религиозных и магических символов, порой достаточно сложных. Именно такие бусины мы теперь знаем под общим названием Дзи.

Источник: http://www.ancientbead.com/

В магазин

Открыть чат
Есть вопросы?
Добрый день! Чем могу вам помочь? Не стесняйтесь, спрашивайте. Я живой человек, а не бот, так что смогу ответить вам с 9:00 до 21:00 по московскому времени.